Морской флот Германии

Тяжелые крейсера

Тип «Admiral Hipper»


01
«Admiral Hipper» DW 6.7.1935 6.2.1937 29.4.1939 Погиб 3.5.1945
«Blucher» BuV 15.8.1936 8.6.1937 20.9.1939 Погиб 9.4.1940
«Prinz Eugen» DW 23.4.1936 22.8.1938 1.8.1940 Передан США в 1945
«Seydlitz» Dm 29.12.1936 19.1.1939 — Затоплен 29.1.1945
«Lutzow» Dm 2.8.1937 1.7.1939 — Продан СССР в 1940
14 250/18 210 («Admiral Hipper» и «Blucher»), 14 506/19 042 («Prinz Eugen»), 14 240/19 800 («Seydlitz» и «Lutzow») т; 194,6/205,9x21,3x5,8–7,7 («Admiral Hipper» и «Blucher»), или 199,5/207,7x21,7x5,9–7,2 («Prinz Eugen»), или 199,5/212,5x21,8x5,9–7,2 (остальные) м; 3 ТЗА, 12 ПК (9 ПК на «Seydlitz» и «Lutzow»), 132 000 л.с.; 32 уз.; 3700 («Admiral Hipper» и «Blucher») или 3400 («Prinz Eugen») т нефти; 6800(16) миль. Броня: борт 40–80–70 мм, траверсы 80 мм, палуба 30 + 30 (скосы 50) мм, башни 160–50 мм, барбеты 80 мм, рубка 150–50 мм. Эк. 1400–1600 чел. 4x2–203-мм/60, 6x2–105-мм/65, 6x2–37-мм/83, 10x1–20-мм/65, 4x3–533-мм ТА, 1 катапульта, 3–4 гидросамолета.
Работы над крейсерами с 203-мм артиллерией были начаты в 1933 г. Предполагалось создать корабль, способный действовать как в составе флота, так и в качестве рейдера — истребителя торговли, и в то же время, не уступающий по вооружению и защите франц. КРТ «Algerie». Из тактических и эксплуатационных соображений от стоявшей на легких крейсерах комбинированной дизель-паротурбинной силовой установки отказались в пользу чисто турбинной, на паре высоких параметров. Главный калибр размещался по традиционной схеме — в четырех двухорудийных башнях — и дополнялся мощным зенитным и торпедным вооружением. 203-мм орудия С/34 могли вести огонь 122-кг снарядами на дальность до 33,5 км. Заметим, что этот калибр применялся в Германии в первый и последний раз.
«Admiral Hipper» (при закладке — «крейсер Н», или «Ersatz Hamburg») и «Blucher» («G», или «Ersatz Berlin») были заказаны в конце 1934 г., еще до официальной денонсации Версальского договора, запрещавшего Германии строить крейсера с артиллерией, крупнее 150-мм калибра. Через год поступил заказ на «Prinz Eugen» («J»), имевший некоторые отличия по внутреннему расположению. «Seydlitz» и «Lutzow» («К» и «L») первоначально планировались в качестве легких крейсеров с 4x3 150-мм орудиями, но в 1937 г. было решено строить их с 203-мм артиллерией.
Форма корпуса кораблей напоминала примененную на КРЛ «Leipzig» — с булями, выраженной бульбовой оконечностью и внутренним поясом, включенным в обеспечение общей прочности. Первоначально крейсера имели почти вертикальный форштевень (наибольшая длина 202,8 м), но после испытаний на «Admiral Hipper» его заменили на клиперный, остальные достраивались в измененном виде. Броневой пояс высотой 2,75 м и толщиной 80 мм устанавливался с наклоном 12,5° наружу, прикрывая около 70% длины корабля, и замыкался 80-мм траверсами. В носу пояс имел высоту 3,85 м и толщину 40 мм, утончаясь к форштевню до 20 мм; в корме, соответственно, 2,75 м и 70 мм, замыкаясь 70-мм траверсом. Горизонтальную защиту обеспечивали 30-мм верхняя и 30-мм нижняя палубы. Последняя имела 50-мм скосы, соединявшиеся с нижней кромкой пояса. Барбеты имели 80-мм толщину по всей высоте; башни: 160-мм лоб, 105-мм наклонную лобовую плиту, 80-мм наклонные боковые плиты, 70-мм крышу и стенки.
Силовые установки на паре высоких параметров отличались низкой надежностью и неэкономичностью, что существенно снижало дальность плавания. На «Admiral Hipper» стояли ПК системы Ла-Монта (80 атм) и ТЗА «Blohm und Voss», на «Blucher» — ПК Вагнера с естественной циркуляцией (70 атм) и ТЗА «Blohm und Voss», на «Prinz Eugen» — ПК Ла-Монта (70 атм) и ТЗА «Brown-Boveri», на «Seydlitz» и «Lutzow» — котлы Вагнера с принудительной циркуляцией (60 атм), причем их число было уменьшено до девяти, и ТЗА «Wagner-Deschimag».
По артиллерии главного калибра герм. КРТ соответствовали зарубежным «одноклассникам», но имели мощное зенитное (при этом 105-мм и 37-мм зенитки размещались в стабилизированных установках) и торпедное вооружение. Развитая система управления огнем «линкорного» типа (3 директора ГК и 4 директора зенитной артиллерии) в полном объеме никогда не использовалась, однако съедала значительную долю водоизмещения. «Prinz Eugen» принимал 4 гидросамолета вместо 3, а также имел закрытые посты управления на ТА.
На «Admiral Hipper» в марте 1940 г. установлены 2x1 20-мм/65 автомата; в 1941 г. — 1x4 20-мм; в начале 1942 г. 2x1 20-мм заменены на 2x4; в конце того же года установлен еще 1x4 20-мм (снят в 1943 г.); в 1944 г. вместо 2x2 37-мм и 3x4 20-мм установлены 6x1 40-мм/56, 8x1 20-мм заменены на 8x2. На «Prinz Eugen» в декабре 1941 г. установлены 4x4 20-мм; в январе 1942 г. добавлен 1x4 20-мм (снят в конце года); в 1944 г. вместо 2x2 37-мм и 2x4 20-мм установлены 6x1 40-мм/56; к концу войны на нем насчитывалось 18x1 40-мм/56, 4x4 и 2x2 20-мм/65.
«Blucher» потоплен 9.4.1940 норв. береговыми артиллерийскими и торпедными батареями в Осло-фьорде. «Admiral Hipper» поврежден 31.12.1942 в бою с брит. КРЛ «Sheffield» и «Jamaica» в Баренцевом море — не отремонтирован до конца войны; 3.5.1945 уничтожен в доке во время налета брит, авиации на Киль. «Prinz Eugen» 2.7.1940 и 2.6.1941 повреждался авиабомбами; 23.2.1942 был торпедирован брит. ПЛ «Trident» — ремонт 8 мес.; 25.10.1944 поврежден в результате столкновения с КРЛ «Leipzig». По репарациям передан США как IX-300, в 1946 г. потоплен при испытаниях атомной бомбы на атолле Бикини.
«Seydlitz» с осени 1942 г. находился на переоборудовании в авианосец; 29.1.1945 затоплен в Кенигсберге в недостроенном виде. «Lutzow» 11.2.1940 продан СССР как «Петропавловск», 31.5.1940 отбуксирован в Ленинград для достройки, которая завершена не была.

Легкие крейсера

Тип «Nürnberg»


02
«Nürnberg» DW 4.11.1933 8.12.1934 2.11.1935 Передан СССР в 1945
7040/8900 т; 170/181,3x16,4x4,9–5,7м; 2ТЗА+ 4 диз., 6 ПК, 60 000+ 12 600 л.с.; 32 уз.; 1100 т нефти + 250 т соляра; 5700 (13) миль. Броня: борт 18–50–35 мм, траверсы 70 мм, палуба 20–25 (+10 в оконечностях) мм, башни 80–20мм, барбеты 60мм, рубка 100мм. Эк. 896 чел. 3x3–150-мм/60, 4x2–88-мм/76, 4x2–37-мм/83, 4x1–20-мм/65, 4x3–533-мм ТА, 1 катапульта, 2 гидросамолета, 120 мин.
«Nürnberg» («крейсер F», или «Ersatz Nymphe») в целом повторял «Leipzig», от которого, в частности, без изменений заимствована силовая установка, но отличался более развитыми надстройками. Схема бронирования осталась прежней, но толщина пояса в носу уменьшена до 18 мм; кроме того, в оконечностях палуба платформы имела 10-мм бронирование, толщина лобовой плиты башен увеличена до 80 мм, а кормовой — до 32–35 мм. Улучшено бронирование барбетов. Состав и расположение главного калибра сохранились, зенитное вооружение усилено благодаря установке четвертой 88-мм спарки. Из-за увеличившегося «верхнего» веса серьезно ухудшилась остойчивость.
В 1941 г. сняты кормовые ТА. В 1942 г. снята катапульта, установлены 2x2 37-мм/83, 2x4 и 1x1 20-мм/65 автомат. В 1944 г. 37-мм/83 заменены на 6x1 40-мм/56; 4x1 20-мм заменены на 5x2.
13.12.1939 торпедирован брит. ПЛ «Salmon» — ремонт четыре месяца. По репарациям передан СССР как «Адмирал Макаров», слом в 1960 г.

Тип «Leipzig»


03
«Leipzig» W 18.4.192818.10.1929 8.10.1931 Затоплен 16.12.1946
6310/8100 т; 165,8/177,1x16,3x4,9–5,7 м; 2 ТЗА + 4 диз., 6 ПК, 60 000 + 12 600 л.с.; 32 уз.; 1200 т нефти + 250 т соляра; 5700 (13) миль. Броня: борт 20–50–35 мм, траверсы 70 мм, палуба 20–25 мм, башни 30–20 мм, рубка 100 мм. Эк. 850 чел. 3x3–150-мм/60, 3x2–88-мм/76, 4x2–37-мм/83, 4x1–20-мм/65, 4x3–533-мм ТА, 1 катапульта, 2 гидросамолета, 120 мин.
«Leipzig» («крейсер Е», или «Ersatz Amazone») являлся развитием типа «К», отличаясь, прежде всего, конструкцией энергетической установки. Корабль стал трехвальным, на средний вал работали 4 дизеля «MAN» мощностью по 3150 л.с., обеспечивая скорость 18–19 уз. Дымоходы котлов выводились в единственную трубу, для дизелей была предназначена небольшая труба около возвышенной кормовой башни. Конструкцию корпуса усилили, применили були, охватывавшие броневой пояс, и бульбообразную носовую оконечность. Пояс с наклоном 18° наружу имел толщину 50 мм в средней части, 20 мм в носу и 35 мм в корме. Броневая палуба в середине была плоской, а к бортам закруглялась в виде дуги и соприкасалась с нижней кромкой пояса, причем толщину ее в этой части увеличили с 20 до 25 мм. Протяженность броневой цитадели составляла около 70% длины корабля. Состав вооружения оставили без изменений, но кормовые башни перенесли в диаметральную плоскость. Первоначально крейсер вооружался 500-мм ТА; в 1934 г. они заменены на 533-мм.
13.12.1939 торпедирован брит. ПЛ «Salmon», после чего использовался только в качестве учебного корабля (демонтировано 4 ПК, скорость — 24 уз.). В 1941 г. сняты катапульта и кормовые ТА, установлены 2x4 20-мм/65 автомата. В 1944 г. сняты оставшиеся ТА; в конце года сняты 2x4 20-мм и все 37-мм. 15.10.1944 тяжело поврежден в результате столкновения с KPT «Prinz Eugen». После войны затоплен союзниками в Скагерраке.

Тип «К»


04
«Konigsberg» W 12.4.1926 26.3.1927 17.4.1929 Погиб 10.4.1940
«Karlsruhe» DW 27.6.1926 20.8.1927 6.11.1929 Погиб 9.4.1940
«Koln» W 7.8.1926 23.5.1928 15.1.1930 Погиб 30.4.1945
6000/7700 («Karlsruhe» — 6730/8350) т; 169/174x15,2 («Karlsruhe» — 16,8)х5,6–6,2 м; 2 ТЗА + 2 диз., 6 ПК, 68 200 + 1800 л.с.; 32,1 уз.; 1100 т нефти + 139 т соляра; 3100 (13) миль. Броня: борт 50 + 15–10 мм, траверсы 70 мм, палуба 20 мм, башни 30–20 мм, рубка 100 мм (верхний пояс 14 мм, верхняя палуба 16 мм — только на «Karlsruhe»). Эк. 820–850 чел. 3x3–150-мм/60, 3x2–88-мм/76, 4x2–37-мм/83, 4x1–20-мм/65, 4x3–533-мм ТА, 1 катапульта, 2 гидросамолета, 120 мин.
Разработка проекта крейсеров в рамках Версальских ограничений началась в 1924 г. При ограниченном водоизмещении основной упор делался на вооружение и скорость. Отличались легкостью постройки: цельносварные корпуса были облегчены до предела, причем в расчет продольной прочности включались даже надстройки. Вместе с тем, отношение длины к ширине превышало 11:1, что обостряло проблемы с прочностью. В результате оказались маломореходными. Вооружались новыми 150-мм/60 орудиями С/25 (вес снаряда 45,5 кг, дальность стрельбы 25,7 км). Из трех трехорудийных башен две размещались на корме со смещением от диаметральной плоскости (возвышенная — влево, нижняя — вправо) для обеспечения максимального сектора стрельбы в нос. Борт прикрывался 50-мм поясом, начинавшимся перед носовой и заканчивавшимся за кормовой башней. От его нижней кромки шел 10-мм скос, переходящий в 15-мм внутреннюю переборку. С носа и кормы пояс замыкался 70-мм траверсами, а сверху на него опиралась плоская 20-мм бронепалуба. Бронирование башен: лоб — 30 мм, крыша, боковые и задняя стенки — 20 мм.
Являлись первыми в мире боевыми кораблями с комбинированной дизель-паротурбинной силовой установкой. На каждый из двух валов могли работать ТЗА или дизели MAN. Последние обеспечивали скорость 10 уз., а при работе турбин разобщались с валами. Пар вырабатывали 6 ПК Шульце-Торникрофта (4 больших и 2 малых). В целом силовая установка оказалась не слишком удачной, кроме того, она занимала более половины длины корабля, что негативно отражалось на живучести.
«Konigsberg» заложен как «крейсер В», или «Ersatz Thetis», «Karlsruhe» и «Koln» как «С» и «D», или «Ersatz Medusa» и «Ersatz Arcona». При вступлении в строй имели 500-мм ТА (заменены на 533-мм в 1934 г.); на «Konigsberg» первоначально были установлены 2x2 88-мм/78 зенитки, оказавшиеся неудачными и замененные на всех кораблях на 3x1 88-мм/45. К 1935 г. все крейсера вооружили 3x2 88-мм/76, 4x2 37-мм/ 83 и 4x1 20-мм. Оснащались катапультами и могли принимать на борт 2 гидросамолета, но ангаров не имели.
Активно действовали у берегов Испании в 1936–1938 гг. В конце 1930-х гг. появились планы модернизации крейсеров типа «К», направленные на повышение прочности. Реально в 1938–1939 гг. работы проведены только на «Karlsruhe», серьезно поврежденном тайфуном на Тихом океане. Вдоль всего борта сделали дополнительную обшивку, увеличившую ширину на 1,6 м. Броневой пояс при этом оказался внутри корпуса; снаружи выше него установили 14-мм верхний пояс; верхняя палуба получила 16-мм бронирование. Водоизмещение возросло примерно на 700 т, скорость упала на 2 уз.
С «Koln» в 1938 г. снята катапульта; в 1942 г. сняты кормовые ТА, установлены 2x4 20-мм/65 автомата; в конце 1942 г. сняты 2x2 37-мм и
2x1 20-мм. Число зенитных автоматов на корабле к концу войны точно не известно, наиболее вероятны следующие варианты: 4x1 40-мм, 4x2 37-мм и 18 20-мм; 4x1 40-мм, 2x2 37-мм и 16 20-мм; 4x2 37-мм и 18 20-мм. В 1941–1942 гг. на «Koln» испытывался автожир FI-265.
«Konigsberg» 9.4.1940 поврежден норв. береговыми батареями; 10.4.1940 потоплен брит, авиацией в Бергене. «Karlsruhe» 9.4.1940 торпедирован брит. ПЛ «Truant» у юж. побережья Норвегии, затоплен кораблями эскорта. «Koln» 13.12.1944 поврежден брит, авиацией в Осло; 30.4.1945 разрушен в доке во время налета амер. авиации на Киль.

Тип «Emden»


05
«Emden» W 8.12.1921 7.1.1925 15.10.1926 Затоплен 3.5.1945
5600/6990 т; 150/155x14,3x5,2 м; 2 ТЗА, 10 ПК, 46 500 л.с.; 29 уз.; 1266 т нефти; 5300 (18) миль. Броня: борт 50 мм, палуба 40 (в оконечностях 20) мм, щиты орудий 20 м, рубка 100мм. Эк. 683 чел. 8x1–150-мм/45, 3x1–88-мм/45, 2x2–533-мм ТА, 120 мин.
Будучи первым кораблем, заложенным в Германии после поражения в Первой мировой войне, «Emden» (при закладке — «крейсер А», или «Ersatz Niobe») повторял крейсера военной постройки типа «Konigsberg II», слегка отличаясь конфигурацией надстроек и расположением артиллерии. Бронирование соответствовало прототипу и обеспечивало защиту от 152-мм снарядов на средних дистанциях. Пояс толщиной 50 мм прикрывал около 70% длины корпуса; 40-мм палуба стыковалась скосами с нижней кромкой пояса, а в оконечностях утончалась до 20 мм. Вооружение состояло из 8x1 150-мм орудий L/45 образца 1906 г., 2x1 88-мм/45 зениток (позже добавлена еще одна) и 2x2 ТА (первоначально 500-мм, в 1931 г. замененных на 533-мм). ТЗА фирмы «Brown-Boveri» с одной ступенью редуцирования. Из 10 котлов 4 имели угольное отопление, остальные — нефтяное. Запас топлива составлял 875 т угля и 860 т нефти; дальность плавания — 6750 (14) миль. В 1934 г. все котлы переведены на нефть; дальность плавания несколько увеличилась.
Крейсер являлся морально устаревшим уже к моменту ввода в строй и большую часть своей карьеры использовался в качестве учебного. Планировавшееся перевооружение на 4x2 150-мм/48 не состоялось. В начале Второй мировой войны установлены 6x1 20-мм/65 автоматов, в 1942 г. — 2x4 20-мм; в начале 1944 г. 150-мм/45 орудия заменены на 150-мм/48, аналогичные устанавливавшимся на ЭМ типа 36А. Осенью 1944 г. 88-мм/45 зенитки заменены на 105-мм/45, дополнительно установлены 2x1 40-мм/56, 2x1 37-мм/57, а 6x1 20-мм заменены на 6x2.
Поврежден 9.12.1944 в результате навигационной аварии в Осло-фьорде — ремонт не завершен; поврежден авиацией союзников 12.3.1945, 3.4.1945 и 13.4.1945. Взорван в Киле 3.5.1945.

Броненосцы 

Тип «Deutschland»


01
«Deutschland» DW 9.2.1928 19.5.1931 1.4.1933 Погиб 4.5.1945
«Admiral Scheer» W 25.6.1931 1.4.193312.11.1934 Погиб 9.4.1945
«Admiral Graf Spee» W 1.10.1932 30.6.1934 6.1.1936 Затоплен 17.12.1939
10 600/14 290 («Deutschland»), 11 550/15 180 («Scheer»), 12 100/16 020 («Spee») т; 181,7/188x20,7 («Deutschland»), или 21,3 («Scheer»), или 21,7 («Spee»)x5,8–7,3 м; 8 диз., 56 800 л.с.; 28 уз.; 2750 («Deutschland»), или 2410 («Scheer»), или 2500 («Spee») т соляра; 19 000 (18) миль. Броня: пояс 80–50 (100–50 на «Spee») мм, траверсы 60 («Deutschland»), или 50 («Scheer»), или 100 («Spee») мм, башни ГК 140–85 мм, барбеты 125 мм, палуба 18 + (45–30) («Deutschland»), или 18 + (40–20) («Scheer»), или 18 + (30–45–20) («Spee») мм, рубка 140–50 мм, продольная переборка 40 мм, ПТП — 45 («Deutschland») или 40 (остальные) мм. Эк. 1150 чел. 2x3–283-мм/52, 8x1–150-мм/55, 3x2–88-мм/76 (3x2–105-мм/66 на «Spee»), 4x2–37-мм/83, 10x1–20-мм/65, 2x4–533-мм ТА, 1 катапульта, 2 гидросамолета.
В середине 1920-х гг. Германия смогла приступить к замене старых броненосцев «Braunschweig», «Hannover» и «Elsass», возраст которых превысил 20-летний. В рамках разрешенных Версальским договором 10 000 т можно было построить либо хорошо защищенный монитор или броненосец береговой обороны, либо крейсер «вашингтонского» типа, однако выбор сделали в пользу корабля, предназначенного для рейдерских действий в океане. Главной «изюминкой» проекта стала дизельная силовая установка, впервые примененная на «капитальных» кораблях и обеспечивавшая огромную дальность плавания. Восемь 9-цилиндровых бескомпрессорных двухтактных дизелей MAN работали на два вала. Выбор главного калибра диктовался Версальскими ограничениями, но орудия были новой модели С/28 (вес снаряда 300 кг; дальность стрельбы — 36,4 км) и располагались в двух трехорудийных башнях на носу и в корме. Их дополняли восемь 150-мм орудий С/28 в одинарных щитовых установках. В результате получились уникальные корабли, по мощи артиллерии превосходившие зарубежные тяжелые крейсера (вес бортового залпа — 2164 кг) и имевшие превосходство в скорости над линкорами того времени. Официально классифицировались как броненосцы (Panzerschiffe), но более известны как «карманные линкоры».
Заложены как «броненосцы А — С». Корпус — частично сварной, по большей части длины имел були, выполнявшие роль ПТЗ и закрывавшие основную часть броневого пояса, установленного с уклоном 12–13,5° верхней кромкой наружу. Все три корабля различались бронированием. Пояс начинался перед носовой башней и заканчивался за срезом полубака. На «Deutschland» он имел толщину 80 мм, утончаясь к нижней кромке до 50 мм. На «Admiral Scheer» высота пояса была увеличена, причем 50-мм плиты перенесены наверх. Схема расположения пояса на «Admiral Graf Spee» повторяла «Deutschland», но толщина составляла 100 мм. С носа и кормы пояс замыкался бронированными траверсами. Параллельно поясу в 3,7 м от диаметральной плоскости между верхней и главной палубой проходила бронированная продольная переборка. Верхняя палуба на всех кораблях имела 18-мм бронирование. Толщина главной (броневой) палубы на «Deutschland» — 30 мм между продольными переборками и 45 мм — далее до наружной обшивки; на «Scheer» — соответственно 20 и 40 мм; на «Admiral Graf Spee» — 20 мм между продольными переборками, 40 мм — от верхней продольной переборки до ПТП и 30 мм — между ПТП и поясом. Бронирование носовой оконечности 17–18 мм, кормовой — 45 мм. Защита башен: лоб 140 мм, наклонные плиты 80–60 мм, стенки 85–70 мм.
Реальное стандартное водоизмещение кораблей превысило официально декларируемое на 17–25 %. Из-за дизельных двигателей «броненосцы» отличались повышенной шумностью и вибрацией на полных ходах. Зенитное вооружение «Deutschland» первоначально состояло из 3x1 88-мм/45 пушек, в 1934 г. замененных на 3x2 88-мм/76 в стабилизированных установках; на «Admiral Scheer» изначально стояли 3x2 88-мм/76; «Admiral Graf Spee» в 1938 г. получил новые 105-мм/65.
25.11.1939 переклассифицированы в тяжелые крейсера. 25.1.1940 «Deutschland» переименован в «Lutzow».
На «Admiral Graf Spee» в 1939 г. установлено 2x1, на «Deutschland» — 4x1 20-мм/65. В 1940 г. на «Lutzow» и «Admiral Scheer» 88-мм/76 заменены на 105-мм/65; изменена форма носовой части, при этом наибольшая длина корпуса возросла на 2 м. На «Lutzow» в 1942 г. установлены 2x4 и 1x1 20-мм; в августе 1944 г. добавлены 1x4 20-мм, 2x2 37-мм заменены на 2x1 40-мм, 7x1 20-мм заменены на 6x2; в сентябре 1944 г. добавлены 2x1 40-мм, до конца года — еще 2; в 1945 г. установлены 4x1 20-мм. С «Admiral Scheer» в 1940 г. сняты 2x1 20-мм; в 1942 г. установлены 2x4 20-мм, 2x1 20-мм возвращены на прежние места; в 1944 г. установлены 2x4 20-мм; в конце года 4x2 37-мм заменены на такое же число одноствольных 40-мм/56 «бофорсов»; к концу войны насчитывалось 8x1 40-мм/56, 6x4 и 9x2 20-мм автоматов.
Активно действовали у берегов Испании в 1936–1938 гг.; «Deutschland» 29.5.1937 поврежден республиканской авиацией. «Admiral Graf Spee» 13.12.1939 поврежден в бою с брит, крейсерами «Exeter», «Ajax», «Achilles» у устья Ла-Платы; 17.12.1939 затоплен в Монтевидео. «Lutzow» 11.4.1940 торпедирован брит. ПЛ «Spearfish» в Каттегате — ремонт 6 мес.; 13.6.1941 поврежден брит, торпедоносцем в Скагерраке — ремонт 7 мес.; 3.7.1942 поврежден в результате навигационной аварии в Уфут-фьорде — ремонт 3 мес.; 16.4.1945 тяжело поврежден брит, авиацией в Свинемюнде — сел на грунт, но продолжал использовать артиллерию; 4.5.1945 взорван. «Admiral Scheer» погиб 9.4.1945 во время налета брит, авиации на Киль.

Комментариев нет:

Отправить комментарий